Межцеховой транспорт предназначен для перемещения грузов между сортировочными станциями, складами, цехами и заводскими станциями. В подавляющем большинстве случаев передвижение грузов между цехами и складами осуществляется средствами железнодорожного транспорта.
Внутрицеховой транспорт обслуживает перемещение грузов внутри цехов и складов между отдельными агрегатами и рабочими местами, обеспечивая передачу обрабатываемых материалов от одной технологической операции к другой. Внутрицеховой транспорт органически связан с технологическим процессом, что и предопределяет выбор соответствующих транспортных средств.
В основных цехах металлургических заводов перемещение грузов осуществляется, как правило, специализированными транспортными устройствами и механизмами: рольгангами, кранами, подъемниками, хотя наряду с ними применяется и железнодорожный транспорт.
Каждый из перечисленных видов транспорта имеет свои конкретные задачи и сферу действия. Однако общая задача внутризаводского транспорта, связанная с бесперебойным обслуживанием процесса производства, требует обеспечения полного взаимодействия всех видов транспортных средств металлургического завода.
Выбор тех или иных видов транспорта зависит от ряда факторов, важнейшими из которых являются: масштабы (объемы) перевозок, характер грузов, расстояния, скорость и частота перемещения грузов, специальные требования обслуживаемых технологических процессов, методы и условия погрузочно-разгрузочных работ, топография заводской площадки.
С точки зрения перечисленных факторов современный металлургический завод характеризуется:
а) наличием мощных грузопотоков массовых и к тому же тяжелых грузов (железная и марганцевая руда, агломерат, железный лом, известняк, каменный уголь, огнеупоры, слитки, прокат);
б) наличием больших и постоянных потоков специфических грузов (жидкий металл, шлак, горячие слитки, агломерат);
в) сравнительно большими расстояниями перевозок;
г) большими величинами порций и частот подач;
д) наличием большого удельного веса сыпучих материалов в общем грузообороте, что создает возможности для полной механизации погрузочно-разгрузочных работ;
е) наличием значительных различий в отметках планировки отдельных цехов, складов и участков завода.