Преимуществами данной схемы являются поточность движения, отсутствие встречного движения, что повышает пропускную способность ходовых путей и снижает загрузку внутренней горловины заводской станции. Главным недостатком кольцевой схемы является значительное увеличение пробегов вагонов в связи с растянутостью коммуникаций. Кольцевые схемы в связи с этим в чистом виде не применяются.
Для современных крупных металлургических заводов с большим внутренним и внешним грузооборотом применяются продольно-сквозные путевые схемы, предусматривающие прямоточную организацию движения, наличие двух заводских сортировочных станций с ярко выраженной их специализацией.
При наличии мощных грузопотоков достоинства продольной сквозной схемы определяются ее большой пропускной способностью в связи с наличием прямоточного движения.
Специализация заводских сортировочных станций (по сырью и готовой продукции) позволяет значительно сократить пробег соответствующих грузов и порожних вагонов. Отсутствие встречных и перекрестных потоков увеличивает маневренность транспорта, улучшает его использование и повышает экономичность его работы.
Каждая из рассмотренных принципиальных схем путевого развития может иметь различные варианты как в чистом, так и в смешанном виде.
Составными элементами путевой схемы являются:
а) ходовые пути, соединяющие различные районы, станции и погрузочно - разгрузочные пункты завода;
б) погрузочно-разгрузочные пути цехов и складов, служащие для постановки составов под погрузку - разгрузку;
в) станционные пути, предназначенные для приема, расформирования, формирования и отправки поездов.
На всех металлургических заводах, имеющих непосредственную связь с общегосударственной сетью магистральных железных дорог МПС, рельсовые пути приняты нормальной колеи (1524 мм).